Иванов Пётр Дмитриевич

Модернизм в западной музыке

"Великая музыка всегда идёт от сердца"
М. Равель

"Настоящая слава может придти лишь от масс"
Клод Дебюсси

Музыка - важная и серьёзная форма общественной деятельности человека - должна служить интересам народа, нести миллионам слушателей высокие гуманистические идеалы. Но чтобы выполнить эту великую общественную функцию, музыка должна обладать понятной миллионам людей.

Что определяет философское содержание модернистской музыки?

Художественные ценности в буржуазном обществе, не приносящие денежной выгоды, находятся в пренебрежении. Ввиду отсутствия условий, необходимых для создания полноценных произведений, композитор отражает в своём творчестве лишь негативную сторону существования - безысходную тоску, безнадёжные страдания. Утеряв связи с обществом, композитор увлекается техническими ухищрениями, которые обрекают его на бесплодное экспериментирование. Написанные в абстрактной или вычурной форме, эти сочинения предназначены для особой публики - эстетов, снобов, скучающих людей, светских дам. Композитор берёт на себя роль развлекателя, шута.

Многие западные композиторы живут в стороне от общественных движений. Для них внешняя форма главенствует над духом. Они утверждают "эволюцию музыки в себе", т.е. эволюцию музыки, изолированной от всякого общественного воздействия. Они стремятся создать произведения искусства из одной лишь материи. Речь идёт о том, чтобы подчинить форму идейному содержанию.

Причиной эволюции музыки является духовное развитие человека, протекающее под действием общественных отношений. Западные композиторы усложняют музыкальный язык, который удовлетворяет лишь вкусам рафинированных снобов. Но для того чтобы разбудить в слушателе эстетическое чувство, музыкальное произведение должно быть непосредственным и эмоционально содержательным.

Споры вокруг музыкального материала бесплодны и не нужны. В художественном произведении самым важным является не выбор материала, а цельность чувств, которая этот материал выражает. Композитор выбирает материал и форму в зависимости от поставленной задачи. Материал может меняться от одного произведения к другому. Он является функцией содержания вещи и меняется вместе с ним.

Что представляет собой содержание западной модернистской музыки?

Современная западная музыка тяжело больна - героями современных произведений являются лунатики, медиумы, безумцы. Характеристикой музыки Запада является отделение формы от содержания; поиски новых средств музыкального выражения; экспериментализм, а не путь развития лучшего из старого; глубокий разрыв между "серьёзной" музыкой и "популярной". Композиторы не столько занимаются не сочинением музыки, сколько придумыванием всевозможных систем. Музыкальный язык усложняется до предела, наступает распад выразительных средств музыкальной речи, гибель мелодии, разрушение лада, тональности, анархия формы. Замыкаясь в скорлупу реакционного индивидуализма, композиторы-модернисты создают произведения для избранных, для элиты.

Вождь музыкального модернизма И. Стравинский заявляет: "Народ в отношении искусства есть термин количественный, который никогда не принимается мной в расчёт". Стравинский утверждает бессмысленность и бессодержательность музыкального искусства.

Ярким представителем реакционных взглядов в искусстве является Оливье Мессиан. Он проповедует пессимизм, мистицизм, декадентские извращения, отрыв искусства от действительности, бегство от жизни в дебри потустороннего. Он - сочинитель мистико-экзальтированных произведений. Названия сочинений Мессиана: "Рождество Господне" (для органа), "Смерть многих", "Песни Земли и Неба" (для ф-но), "Гроб сияющий" (для оркестра) и др.

Наиболее ярким представителем формалистической, додекафонической музыки является Арнольд Шёнберг. "Искусство не для публики", - утверждает он. Новая Венская школа Шёнберга вносит в музыку упадочные настроения, идейный разброд, разобщённость, абстрактные технологические ухищрения за счёт отказа от естественности музыкального языка, национального колорита.

Для меня нет большой разницы между додекафонической, серийной, электронной и конкретной музыкой. Бездушный формализм Стравинского, атональные пьесы Антона Веберна, которые похожи на дуэт глухонемых эпилептиков, судорожные ритмические звуки пьес Карлхайнца Штокхаузена - всё это одного поля ягоды.

Убийственным сарказмом по адресу музыкальных авангардистов проникнуты слова известного австрийского композитора Эрнста Тоха: "Гений должен быть непонятым и непонятным. Поэтому всё непонятное - гениально. <...> Поэтому каждый композитор, который хочет иметь признание, придерживайся такой позиции: Будь прогрессивным, будь сверхпрогрессивным, изобретай завтрашний стиль, а ещё лучше - послезавтрашний! Изобретай сверхатомный стиль, или "стиль планеты Марс", и помни - никто не должен понимать твою музыку, и меньше всех - ты сам!"

Известная часть прогрессивных музыкантов примкнула к борцам за дело демократии и свободы. Таковы Жорж Орик, Адольф Буш, Ханс Эйслер. Однако, даже эти композиторы не свободны от груза формалистических влияний.

Мы ждём от художников, чтобы они стояли на защите передовых идеалов нашего времени, чтобы их искусство было проникнуто идеями подлинного гуманизма. Искусство - часть жизни. Искусство не может быть свободно от влияния жизни. Художник, пытающийся освободиться от влияния общества - дерево, которое стремится освободиться от корней. Искусство создаётся человеком, о человеке, для человека.

П. Иванов





Родословная одной ленинградской семьи ©2003-2020     Автор: serpei@mail.ru